На побережье.
Можете считать меня кем угодно – какой хотите сволочью, дрянью или чем-нибудь ещё в том же духе. Только сначала выслушайте меня, а уж потом… Можете предать меня в руки правосудия. Можете натянуть на меня смирительную рубашку, хотя я даю честное слово больше не бить стёкол и не драться с санитарами. Просто выслушайте меня, ибо только я знаю, что произошло там, на побережье.
Вы когда-нибудь любили? Впрочем, кого я спрашиваю… Вы привыкли во всём соглашаться со своими пациентами – они ведь сумасшедшие, вот и сейчас – вы уже были готовы угодливо кивнуть, я видел. Ну, не смущайтесь, будет вам…
Она была самой прекрасной женщиной на свете. Мы так привыкли встречать эту фразу в старинных романах, слышать её с киноэкранов, и если ваш влюблённый сын-подросток скажет так о своей однокашнице, вы лишь снисходительно улыбнётесь. Эта фраза слишком затёрта, заезжена, и мы не считаем нужным обращать внимание на её смысл. А между тем – да, наверное, эта фраза единственная из всех, что я когда-либо произносил, имела смысл.
Она была самой прекрасной женщиной на свете. Нет, не нужно представлять себе длинноногую красотку из разряда фотомоделей. Она была светловолоса и сероглаза, совсем как я. И роста мы были одинакового – я невысок, она невысока, я не толст, она совсем худенькая. (Хозяйка дома, где мы жили, сперва решила, что мы близнецы, и очень удивилась, узнав, что мы – муж и жена).
Жена... Вот она – моя главная ошибка. Я не имел права приковывать её к себе. Знал ведь, что не смогу спокойно смотреть, как она мучается. А она – она скорее умерла бы, чем призналась, что ей нелегко со мной.
Сначала всё было более чем хорошо. Я работал фотографом в одном хорошем, хоть и не глянцевом, журнале. Она была моей невестой, любимой девушкой, подругой – названий много, суть одна – мы собирались стать одной семьёй.
И тут… Хозяин журнала продаёт своё детище за бесценок и уезжает в Тибет в качестве новообращённого. Новое начальство сохраняет прежний штат сотрудников и начинает расширяться. Наш филиал организовывается в одной не очень богатой, но родственной загранице. Меня переводят туда.
Выбор есть всегда. Либо чужбина, либо голодная смерть на родине.
Я не знал, когда смогу вернуться домой. И тогда мы решили, что чужбина может стать нашим домом. Не всё ли равно, где вить своё гнёздышко…
Я был эгоистом. Я ведь знал, что там поначалу придётся туго - а возможно, и не только поначалу…
Но мне было невыносимо представить себе, что я окажусь там один, без неё… И мы расписались – за несколько недель до отъезда.
Я своими руками окунул её в темноту – темноту безденежья, беспросветности…
Она стойкая… Потому что она самая прекрасная женщина на свете – а я знаю, что говорю, ибо я сумасшедший, ха-ха, я не в себе, и потому говорю правду, ясно вам?
Она выдерживала всё – и тесную квартирку с жёлтыми занавесками, и вечно пьяного соседа-финна, и четырёх мальчишек-поляков, весёлых, но очень неряшливых, и очкастую немку из квартиры напротив, которая имела вредную привычку слушать громкую музыку при открытых настежь окнах. Я уж не говорю об испепеляющей жаре, которая ставила нас всех на колени перед стаканом холодной воды. И она заботилась о том, чтобы у меня всегда был стакан…
Она стойкая… Она заслуживала гораздо большего, чем тот мрак, в который я её заточил из эгоизма. Я не хотел, не мог расставаться с ней, а она терпеливо сносила все тяготы жизни в чужой стране, среди чужих людей, потому что – во-первых, она меня любила, это я знаю точно, потому что я уже тогда был сумасшедшим и чувствовал её тепло не сознанием, но инстинктом, как чувствуют все сумасшедшие, как чувствуют дети и влюблённые – может быть, это и роднит сумасшедших с детьми и влюблёнными? А я был молод – почти ребёнок, и влюблён, и безумен… Я чувствовал вдвойне остро. Ну, а во-вторых, потому что она была самой прекрасной женщиной на свете.
Я до сих пор помню, как она шла домой с тяжёлой сумкой наперевес – ей удалось раздобыть где-то нормальный ужин для нас обоих по цене, которую мы могли заплатить за этот ужин. А в кафешке, которая уютно расположилась на углу – от неё до нашего дома шагов пятьдесят, не больше – по вечерам пели и танцевали фальшивые цыгане.
Я помню, как она смотрела на этих странных женщин… С её грацией и изяществом, она могла бы станцевать в тысячу раз милее этих вульгарных существ. Но она не думала об этом, ведь сумка оттягивала ей руку, а дома её ждал усталый голодный муж – то есть я, конченный эгоист, который затащил её в эту дыру и привязал к себе штампом в паспорте и той туманной пеленой на сердце, которая так едка и горька, которая зовётся любовью – и которую так тяжело носить в себе.
Я говорю как сумасшедший, верно? Ха-ха… Так и есть. Неужели я не похож на психа?
Я помню, как она смотрела на псевдоцыганок в кафе.
Скорее загримированные, чем молодые. Скорее сухие, чем стройные. Скорее брюнетки, чем цыганки. Скорее танцовщицы, чем актрисы. Скорее проститутки, чем женщины.
В ту ночь она заболела. Просто лежала молча, бледная, и смотрела в потолок.
Потом уснула. А во сне не сдержалась – застонала. Я взял её на руки и носил по коридору, и плакал, потому что не знал, как ей помочь. Чужбина, безденежье, темнота, одиночество, жара…Всё сразу. Наверное, тогда я и понял, что не имею права. Что должен освободить её от себя.
Но прогнать её – нет, я не смог бы.
Сама она ни за что не ушла бы – она меня любила, хотя я и не был этого достоин.
Смотреть, как она мается со мной – тяжелее не придумаешь. Если хотите заставить человека страдать – пусть он наблюдает за страданиями того, кого любит. Уверяю вас, он долго не выдержит. И я не выдержал.
Она стояла на пирсе.
Был солнечный день. Побережье сияло золотом, изумрудом, сапфиром и просто так.
-Там глубоко? – спросила она у парнишки из береговой охраны.
-О-о-очень, - ответил он.
Она стояла на краю своего освобождения и смотрела вдаль. Интересно, что она надеялась там увидеть? Может быть, нашу странную родину… Для меня впереди были только синяя мгла и волны, волны, волны… Пустые волны, которые не приносят с собой ничего, кроме клочков водорослей и эфемерной белой пены. Но хорошо, что она не видела, как я подхожу к ней ближе. Спасение – глубина солёной зелени, спасение – один шаг в пустоту, спасение – тишина…
Наверное, ей было страшно, когда зелёные губы моря сомкнулись над ней.
Её вытащили, но было уже поздно – я успел её спасти.
Она была самой прекрасной женщиной на свете. Плевать, что её на свете уже нет. Она всё равно самая прекрасная.
Вот так было дело на побережье. Теперь можете начинать меня ненавидеть, брезговать мной - словом, делайте что хотите.
Спасибо, что выслушали рассказ психа. Он вам благодарен.
Да-да, благодарен, представьте себе, ха-ха-ха…
(с) Зоя Зонко, 2004 г.
ZonkO
Сообщений 1 страница 12 из 12
Поделиться12007-02-04 20:47:23
Поделиться22007-02-05 17:03:17
Понравилось...
Поделиться32007-04-11 22:19:32
Привет, Зонко! Мне понравился рассказ!
Немного замечаний!
1) Очень длинные, перегруженные знаками препинания предложения. В принципе, мысли не теряются (у читателя), но, думаю, можно ставить точки чаще. :boast:
2) У тебя встретилось слово организовывается. Мне кажется, оно очень длинное и некрасивое для текста. Для любого текста. Ты - мозг, придумай что-нибудь "Эфемерное"
3) "Не мог расставаться". Может, там лучше сказать "Не мог расстаться"?
Поделиться42007-04-16 20:40:35
И мне и мне и Я того же мнения=)))
Поделиться52007-04-16 23:47:14
А Зонко молчит...
Поделиться62007-04-23 14:31:07
Всем привет!
Лен!
1. по поводу точек - это ж рассказ, а не телеграмма я могу разбить текст на большее количество мелких предложений, но это облегчит участь читателя, а мозга должна работать, правильно? читатель должен трудиться над прочтением текста так же тяжко, как писатель трудился над его созданием. таково моё humble opinion.
2. организовывается - это слово официального языка с разговорными добавками от автора. оно - тоже средство для создания образа рассказчика, он же у меня эдакий прибитникованный романтикоциник, правильно? такое слово вполне в его духе, вот в чём штука.
3. эээ... я потерялась в тексте:) дай предложение, пжлст, и я поразмышляю над ним, ок?
4. простите за долгое отсутствие на сайте, мы с компом теперь живём по разным адресам:)
Поделиться72007-04-30 16:02:48
Ещё одна древняя вещь, 2003 года.
КРУГ.
Circle in the sand
'Round and 'round
Rising of the moon as the sun goes down
(Belinda Carlisle)
Я рисую соломинкой круг на песке. Все знают, что круг нигде не заканчивается. И только я знаю, что круг нигде не начинается. Я привыкла к кругу. Я рисую его не только на песке, но и на ковре, на асфальте, на траве, в лестничном пролете, на лакированном паркете… Везде. Этот круг окружает меня со всех сторон, я внутри этого круга. Это линия, стена. Это колпак. Это чугунный колпак, но мне хочется думать, что - стеклянный.
Хочется – и я думаю. Внутри круга тихо, тепло, темно. Внутри круга я всегда знаю, что будет дальше. Никаких электрошоков. Круг – это замкнутая линия, но это всё-таки линия. Она тянется вперёд и вперёд по кругу, по кругу…
И это нормально. А нормально – это ведь то же самое, что хорошо, ведь верно?
Каждое утро я пытаюсь поймать эту точку, где начинается круг. Но утро – не время для раздумий. Утро – это время чистки зубов и заскакиваний в автобус на ходу. Это время ныряния в метроутробу мегаполиса. Это время отсчитывания остановок и вздрагивания от защелкивающихся дверей.
Каждый день я пытаюсь поймать эту точку, где начинается круг. Но день – это тоже не время для раздумий. День – это время раскаленных шариковых ручек и клавиатурной дроби. Это время телефонного визга и холодных, свалявшихся бутербродов, заглоченных целиком на ходу. Это время перелётов с одного этажа на другой и наглухо запаянных форточек.
Каждый вечер я пытаюсь поймать эту точку, где начинается круг. Но и вечер – не время для раздумий в гораздо большей степени, чем утро и день. Вечер – это время развязывания шнурков и падения в глубокое кресло. Вечер – это время пустой головы и остекленевших глаз. Вечер – это время утопания в подушке и бессмысленного обещания себе самой, что уж завтра-то утром, или днём, или вечером, я точно поймаю, наконец, эту загадочную точку, где начинается круг.
Ночью искать её бесполезно. Потому что ночей у меня нет. Я существую, пока не упаду в бездну. Каждую ночь я, в полёте над бездной обещаю себе, что утром найду эту неуловимую точку. Но утро – это не время для раздумий… И я двигаюсь вперед и вперед по кругу… Каждую ночь я падаю в бездну и каждое утро с трудом выползаю оттуда. Это называется «засыпать» и «просыпаться». Когда-нибудь я упаду в бездну и не выползу оттуда. Тогда это будет называться «умереть». Я не знаю, когда это случится, но зато знаю, где: вне круга. Поэтому я не хочу разрывать линию, которая тянется вперед и вперед, по кругу, по кругу…
Ты сидишь на песке рядом со мной. Мы разговариваем. Это значит, что ты пытаешься мне что-то втолковать. О чем ты? Я не слушаю слова. Я слышу твой голос. Для меня это гораздо важнее. Но тебе этого мало. Ты хочешь взять меня за плечи? Посмотреть мне в глаза? Поцеловать меня в губы?
Я тебя почти не вижу. Я только чувствую, что внутри моего круга находится кто-то чужой.
Я прислушиваюсь к себе. Нет, это не страшно, когда ты меня целуешь, и это не больно. Это приятно.
Но это так непривычно. Я оглядываю свой круг. В нем что-то изменилось.
Внутри моего круга появился чужой. Это ты.
Ты дорог мне.
Ты нужен мне.
Но внутри моего круга тебе не место. Ты здесь чужой и ты хочешь, чтобы я разорвала свой круг.
Но внутри круга тихо, тепло, темно. Внутри круга я всегда знаю, что будет дальше. Никаких электрошоков. Круг – это замкнутая линия, но это всё-таки линия. Она тянется вперёд и вперёд по кругу, по кругу…
И это нормально. А нормально – это ведь то же самое, что хорошо.
Я до сих пор не знаю, где начинается круг.
Зато теперь я знаю, где он заканчивается. Он заканчивается там, где ты.
У меня достаточно силы, чтобы разорвать круг.
…Я рисую соломинкой круг на песке.
Отредактировано Steorra (2007-04-30 16:13:50)
Поделиться82007-05-02 22:49:25
Слушай, вот это, просто супер!!!! И перекликается с тем, о чём я чейчас думаю!! "Белка в колесе"
Страх - выйти из круга! Супер!!!
Отредактировано Ян Ол (2007-05-02 22:49:52)
Поделиться92007-05-05 20:32:32
спасибо! а где критика?
Поделиться102007-08-30 18:21:46
Гамлет
Я знаю Гамлета в лицо.
Я там не раз его встречала,
Где растекаются начала
В пустое множество концов.
Он бродит там совсем один
В тиши среди родных надгробий
И молча смотрит исподлобья
На души человеков-льдин.
В тугом венке из бледныз роз
Его зажали два ответа
(Два горьких вкуса, тёмных цвета)
На гулкий каменный вопрос.
Блестит Сатурново кольцо
И леденит теней дыханье...
Вопрос – что камень: в воду канет.
Я знаю Гамлета в лицо.
Поделиться112007-08-31 09:44:17
Классное стихотворение!
Поделиться122007-08-31 15:03:22
Спасибо, но критика-то где?